Член Совета Федерации
ФС РФ Игорь Зуга уверен, что в основу правового регулирования развития
шельфовых и арктических территорий России должен быть положен баланс интересов
государства и хозяйствующих субъектов. Об этом он сообщил на заседании
«круглого стола» «Совершенствование
нормативно-правовой базы для освоения нефтегазовых ресурсов континентального
шельфа Российской Федерации», который прошел в рамках 12 Международной выставки
и конференции по освоению ресурсов нефти и газа российской Арктики и
континентального шельфа стран СНГ в Санкт-Петербурге.
Анализируя
правовые аспекты, касающиеся развития арктических территорий России, сенатор подчеркнул,
что сегодня «законодательство в
этой сфере нельзя назвать увязанным и гармоничным».
«Скорее, оно точечно решает
локальные задачи. Системный подход при этом почти не используется, - считает
Игорь Зуга - Действующая нормативная база в отношении водных объектов суши и
акваторий морей формируется множеством субъектов управления и не обеспечивает
взаимосвязи и рациональной организации морской акваториальной деятельности в
пределах одного бассейнового округа. С этим связаны риски экономических ущербов
при осуществлении деятельности на море, в том числе, такой как нефтедобыча».
Сенатор
считает, что необходим единый центр, который может взять на себя роль интегратора,
функции Госплана по освоению территорий и акваторий. Такой центр объединит и
согласует задачи множества субъектов экономической деятельности на шельфе,
направит интересы на общее благо. Он может решать и задачи согласования
законодательных актов, регулирующих вопросы хозяйственной деятельности на
шельфе.
«Неважно,
какое министерство или ведомство станет таким центром - Минэнерго, Минприроды,
Минтранспорта, главное, чтобы этот центр был определен и выполнял отведенную
ему роль», - подчеркнул парламентарий.
Сейчас помимо основного Закона о
континентальном шельфе и международных документов, вопросы реализации шельфовых
проектов частично регулируются Федеральным законом «О недрах», «О внутренних
морских водах, территориальном море и прилежащей зоне», Законом о разделе продукции. Применяется
гражданское, налоговое и градостроительное законодательство, установлена
административная и уголовная ответственность за их нарушения. Но, учитывая
особенность правового статуса шельфовых территорий – не являются территорией
России, но находятся под ее юрисдикцией, как заметил Игорь Зуга, у
хозяйствующих субъектов возникают проблемы в связи с их промышленным освоением.
Завершая
выступление, сенатор заострил внимание на том, что эффективное освоение нефтегазовых
ресурсов шельфа - возможность для роста всей экономики страны.
«Добыча
на шельфе, постройка морских платформ – не просто забота субъектов
экономической деятельности, но и вопросы большой политики и имиджа России в геополитическом
смысле этого слова», - констатировал парламентарий.