Сильное и независимое местное самоуправление в России – это реально

Более 500 делегатов от муниципальных образований России приняли участие во Всероссийском Съезде муниципальных образований 8 ноября 2013 года в г. Суздале.

Программа Всероссийского Съезда включала проведение 6 тематических секций и пленарное заседание, на которых обсуждался широкий круг проблем местного самоуправления, обозначенных в проектном документе Съезда.


Представители Омской области – член Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера, председатель регионального отделения ОРО ООО «ВСМС» Игорь Зуга и руководитель исполнительного комитета данной организации Галина Снычева приняли активное участие в секции «Местное самоуправление – власть народа, гражданские инициативы».

В своем выступлении Игорь Зуга отметил, что решение задачи развития сильного, независимого местного самоуправления, находится в плоскости активного взаимодействия местной власти с населением.

 - Последнее время мы часто слышим критические замечания в сторону 131 –ФЗ. Все больше мнений о том, что закон выполнил свою роль и необходимо принимать новый. Как законодатель, не могу с этим согласиться. Закон, безусловно, требует некоторой корректировки как реакции на правоприменение, но в целом представляет собой достаточную правовую базу для развития местного самоуправления в России.

К примеру, в законе установлен самый широкий перечень форм прямой демократии - местный референдум, инициирование голосования по отзыву депутата, выборных должностных лиц местного самоуправления, изменению границ, преобразованию муниципальных образований, сход граждан, публичные слушания, собрание граждан и другие. С помощью данных форм возможно не только участвовать в деятельности ОМСУ, но и осуществлять за данной деятельностью контроль. Проблема у нас не в законе, а в его применении. Отсутствие практики проведения местных референдумов, незнание нашими гражданами   возможностей своего участия в деятельности местной власти, влияния на принимаемые ею решения,  говорит об отсутствии системной политики в обеспечении открытости и заинтересованности местного самоуправления во взаимодействии с населением.

Живой интерес участников секции вызвало мнение Игоря Михайловича о возможностях общественной экспертизы.

Возможность проведения общественной экспертизы предусмотрена в российском законодательстве. Так, например, общественная экологическая экспертизаорганизуется и проводится по инициативе граждан и общественных организаций (объединений), а также по инициативе органов местного самоуправления. И органы государственной власти обязаны учитывать ее результаты при выполнении ряда определенных в законодательстве условий.

По результатам проведенного пленарного заседания, парламентарий высказал мнение, что одним из путей улучшения финансового состояния муниципалитетов является эффективное управление и распоряжение землей.

Около 70% земель на территории города Омска сегодня не приносят в бюджет никакого дохода. Является ли такой подход местных властей к управлению землей эффективным? Где активная позиция органов местного самоуправления в ее учете, оценке и оформлении?

На мой взгляд, у нас отсутствует системная работа органов местного самоуправления с землей: кадастровая стоимость земельных участков устанавливается субъектом РФ, оспаривается в досудебном порядке в федеральном органе, а органы местного самоуправления не привлекаются к работе по установлению и оспариванию этой стоимости в качестве заинтересованных лиц, не работают с потенциальными налогоплательщиками. В этой связи опять-таки можно говорить о разрыве цепочки взаимодействия органов власти с населением.

Галина Снычева прокомментировала свои впечатления от Съезда:

    Съезд  - это встреча людей, заинтересованных в развитии МСУ, возможность общения практиков, обмен опытом решения проблем. Такие мероприятия создают условия для  формирования  системы эффективного взаимодействия общественности и власти всех уровней.