Игорь Зуга: Вопросы морского территориального планирования необходимо отразить в Стратегии пространственного развития России

Правовые аспекты регулирования морского пространственного планирования в рамках обсуждения проекта концепции федерального закона об Арктической зоне России затронул член Совета Федерации Игорь Зуга в своем выступлении на Совместном заседании президиума Экспертного Совета по Арктике и Антарктике при Совете Федерации. 


Оно прошло в Якутске с участием глав субъектов и председателей законодательных собраний субъектов Российской Федерации, входящих в Арктическую зону Российской Федерации, а также с Парламентской Ассоциацией «Дальний Восток и Забайкалье».
В новом проекте Морской доктрины до 2030 года выделен раздел «Арктическое региональное направление», перечень долгосрочных задач, по сравнению с предыдущей редакцией, значительно расширен. В частности, речь идет о создании условий  для российского флота, нефтегазодобывающих и газотранспортных компаний в Баренцевом, Белом и других арктических морях, а также о соблюдении их интересов и России при разграничении морских пространств и дна морей Северного Ледовитого океана с приарктическими государствами. Но до тех пор, пока не будет проработан инструмент морского пространственного планирования (МПП), задачи, поставленные Морской доктриной, не решаемы, считает сенатор.
- Пока в России морское пространство не является предметом комплексного, эффективного, экологически безопасного и рационального природопользования. Принятые планы и программы поддержки некоторых видов морской и морехозяйственной деятельности носят узковедомственный характер, - отметил Игорь Зуга.
Сегодня вопросы территориального планирования регулируются Федеральным законом «О стратегическом планировании». Территориальное планирование имеет сходные с морским планированием инструментарий, принципы и методы проведения. Но, подчеркнул парламентарий, различаются характеристики объекта планирования, принципы установления границ территории и морской акватории, полномочия органов власти по их развитию.
Вместе с тем, предмет правового регулирования федерального закона может быть расширен и вопросы МПП могут быть предусмотрены отдельной главой
- Есть основания надеяться, что в рамках подготовки Стратегии пространственного развития Российской Федерации, вопросы МПП буду в полной мере отражены. Таким образом, появится целостный механизм морского планирования на законодательном уровне, который обеспечит комплексный подход к управлению морскими территориями и оптимальное использование морских ресурсов, минимизирует риски прямых и косвенных экологических и экономических ущербов при осуществлении морской деятельности, - подчеркнул сенатор.
Очевидно одно - отсутствие системного законодательного акта, регулирующего отношения между всеми органами власти, бизнесом, возникающие при осуществлении всех возможных видов деятельности на акватории морей и водоемов, является основной проблемой для осуществления рационального функционального зонирования морских акваторий, в том числе и  в Арктической зоне Российской Федерации. В Совете Федерации планируется обсуждение законопроекта уже в сентябре-октябре этого года в рамках круглого стола «Морское пространственное планирование как инструмент развития Арктической зоны Российской Федерации и ее континентального шельфа».

- В рамках данного обсуждения, полагаю, и может решиться вопрос, будет ли МПП урегулировано отдельным законом или войдет в состав действующих, - резюмировал Игорь Зуга.