Правовые
аспекты регулирования морского пространственного планирования в рамках
обсуждения проекта концепции федерального закона об Арктической зоне России
затронул член Совета Федерации Игорь Зуга в своем выступлении на Совместном
заседании президиума Экспертного Совета по Арктике и Антарктике при Совете
Федерации.
Оно прошло в Якутске с участием глав субъектов и председателей
законодательных собраний субъектов Российской Федерации, входящих в Арктическую
зону Российской Федерации, а также с Парламентской Ассоциацией «Дальний Восток
и Забайкалье».
В
новом проекте Морской доктрины до 2030 года выделен раздел «Арктическое
региональное направление», перечень долгосрочных задач, по сравнению с
предыдущей редакцией, значительно расширен. В частности, речь идет о создании
условий для российского
флота, нефтегазодобывающих и газотранспортных компаний в Баренцевом, Белом и
других арктических морях, а также о соблюдении их интересов и России при
разграничении морских пространств и дна морей Северного Ледовитого океана с
приарктическими государствами. Но до тех пор, пока не будет проработан
инструмент морского пространственного планирования (МПП), задачи, поставленные
Морской доктриной, не решаемы, считает сенатор.
-
Пока в России морское пространство не является предметом комплексного,
эффективного, экологически безопасного и рационального природопользования.
Принятые планы и программы поддержки некоторых видов морской и
морехозяйственной деятельности носят узковедомственный характер, - отметил
Игорь Зуга.
Сегодня
вопросы территориального планирования регулируются Федеральным законом «О
стратегическом планировании». Территориальное планирование имеет сходные с
морским планированием инструментарий, принципы и методы проведения. Но, подчеркнул
парламентарий, различаются характеристики объекта планирования, принципы
установления границ территории и морской акватории, полномочия органов власти
по их развитию.
Вместе
с тем, предмет правового регулирования федерального закона может быть расширен
и вопросы МПП могут быть предусмотрены отдельной главой
-
Есть основания надеяться, что в рамках подготовки Стратегии пространственного
развития Российской Федерации, вопросы МПП буду в полной мере отражены. Таким
образом, появится целостный механизм морского планирования на законодательном
уровне, который обеспечит комплексный подход к управлению морскими территориями
и оптимальное использование морских ресурсов, минимизирует риски прямых и
косвенных экологических и экономических ущербов при осуществлении морской
деятельности, - подчеркнул сенатор.
Очевидно
одно - отсутствие системного законодательного акта, регулирующего отношения
между всеми органами власти, бизнесом, возникающие при осуществлении всех
возможных видов деятельности на акватории морей и водоемов, является основной
проблемой для осуществления рационального функционального зонирования морских
акваторий, в том числе и в Арктической
зоне Российской Федерации. В Совете Федерации планируется обсуждение
законопроекта уже в сентябре-октябре этого года в рамках круглого стола «Морское
пространственное планирование как инструмент развития Арктической зоны
Российской Федерации и ее континентального шельфа».
-
В рамках данного обсуждения, полагаю, и может решиться вопрос, будет ли МПП
урегулировано отдельным законом или войдет в состав действующих, - резюмировал
Игорь Зуга.