Игорь Зуга: Электронная система госуслуг должна стать эффективной

   Обеспечение деятельности по предоставлению государственных услуг является одним из главных направлений проводимой в России административной реформы, заявил член Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Игорь Зуга.

   Практику реализации Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» и Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения ограничений для предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна» в субъектах Российской Федерации» обсудили в рамках «круглого стола» в Совете Федерации. Модератором дискуссии выступил член Совета Федерации Федерального Собрания РФ Игорь Зуга. Круглый стол было организован Комитетом Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера. В работе «круглого стола» приняли участие представители Министерства экономического развития РФ, Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) исполнительной и законодательной власти субъектов РФ, муниципалитетов, члены Общественной палаты РФ, эксперты.

   По словам Игоря Зуги, после принятия обсуждаемых на «круглом столе» законов стало возможным получение услуг в многофункциональных центрах (МФЦ) в режиме «одного окна», в электронной форме, а также в иных формах по выбору заявителя, досудебное рассмотрение жалоб в процессе получения услуг. «Практика реализации этих двух законов в целом показала достаточно высокую эффективность сформированной системы услуг. В то же время еще сохраняются недостатки правового регулирования, а также правоприменительной практики в этой сфере», - отметил парламентарий.

   Директор Департамента государственного регулирования в экономики Минэкономразвития РФ Алексей Херсонов сообщил, что в настоящее время в России создано более 800 МФЦ во всех регионах страны, а также в ряде муниципальных образований. К 2016 году стоит задача увеличить их число до 2887.

   Заместитель руководителя Росреестра Денис Васильев проинформировал, что через МФЦ оказаны услуги уже более пяти миллионам россиян. «Удалось повысить качество оказания услуг через МФЦ в сфере кадастрового учета», - сказал он. Сегодня в реестрах на федеральном уровне насчитывается 845 услуг, на региональном – более 14500 (в среднем 175 на регион), на муниципальном – более чем 32500  услуг. Для обеспечения их реализации федеральными органами исполнительной власти утверждено около 500, региональными - свыше 9500, муниципальными  органами – более 19500 административных регламентов.

   Заместитель министра государственного управления, информационных технологий и связи Московской области Светлана Белозерова рассказала, что в регионе проделана большая работа по внедрению МФЦ, реализуется специальная программа в этом направлении, создан портал предоставления государственных услуг в Подмосковье. «Госуслуги в электронном виде очень востребованы населением. Уже четыре тысячи человек записались в очереди на устройство детей в дошкольные учреждения. В планах на 2014 – аналогичная запись на устройство в общеобразовательные школы». В числе проблем, существующих в этой работе, она отметила отсутствие «единого понятийного аппарата в сфере предоставления госуслуг».

   Директор областного бюджетного учреждения «Уполномоченный многофункциональный центр Липецкой области» Майя Селянина также коснулась трудностей в сфере предоставления госуслуг. По ее мнению, на сегодняшний день, в частности, отсутствует четкая система регулирования в вопросах финансового обеспечения МФЦ. Она также высказалась за развитие мобильных офисов МФЦ, которые ориентированы на оказание услуг малообеспеченным слоям населения в труднодоступных населенных пунктах.

   В ходе обсуждения многие участники заседания обращали внимание на необходимость подготовки квалифицированных кадров для МФЦ.


   Подводя итоги дискуссии, член Комитета СФ по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Игорь Зуга отметил, в  регионах организована системная работа, направленная на реализацию Федерального закона. Однако необходимо совершенствование нормативной правовой базы, регулирующей предоставление услуг, изучение международного опыта предоставления услуг, внедрение лучших практик в систему услуг Российской Федерации.